2012г. Пещера имени Илюхина. Спасательные работы. Иванов.

20 августа

Примерно в 17:30 позвонила Лариса Утробина с Арабики и сообщила, что в Илюхинской во втором сифоне произошло ЧП. Утонул Алексей Савельев. Алексей Аксенов сразу вытащил его из сифона и в течении уже 2 часов оказывает реанимационные мероприятия (искусственное дыхание). Пострадавший не проявляет признаков жизни (не приходит в сознание, не чувствуется дыхание, не прощупывается пульс), но и не остывает. Информация получена по телефону от второго сифона (по всей пещере проложена двухпроводная телефонная линия). Требуется срочная консультация с медиками, что делать дальше, и насколько вероятен в такой ситуации успешный исход.

Я в это время направлялся на работу (заступал на дежурство на сутки). Стал звонить знакомым врачам, которые имели опыт работы на скорой помощи. Общий фон ответа – если в течение 40 минут утонувший человек не пришел в сознание, то дальнейшие реанимационные действия практически бесполезны.

Примерно через час появилась новая информация с Арабики. Алексей Аксенов продолжает реанимационные мероприятия, он сжимал глаз пострадавшего, зрачок возвращается в круглое состояние (нет эффекта «кошачьего глаза»), человек все также не остывает.

Снова телефонная консультация с врачами. Ответ: правильно сжать глаз, чтобы наблюдать эффект «кошачьего глаза» без специального навыка маловероятно; при постоянном непрямом массаже сердца кровь циркулирует по телу, оно остывает медленно, может долго оставаться ощутимо теплым (без градусника сразу на глаз можно не определить отрицательную динамику).

Примерно в 19:00 я позвонил Владимиру Акимову – московскому куратору добровольцев-спелеоспасателей. Он сказал, что запускает механизм оповещения и сбора людей при чрезвычайной ситуации. Сам он в Тамани, готов выдвинуться на микроавтобусе в Абхазию для участия в спасательной операции, имеет комплект подводного снаряжения, к настоящему моменту хорошо разнырян.

Звонок Ефремову – он в курсе случившегося.

Обзвон ребят из клуба и знакомых подводников, потенциально способных поучаствовать в операции. Обещают завтра утром определиться с работой и возможностью поездки в Абхазию.

Приходят звонки от спелеологов, готовых выехать на спасы, помочь снаряжением или финансово. Ждут сигнала.

Звонок в Красноярск, есть ли связь с горой. У них с собой хороший укомплектованный спасфонд, включая пецелевские носилки, но связи с горой пока нет. Всем сообщения разосланы.

Юра Евдокимов сообщает, что у него наверху есть два комплекту регуляторов и больше десятка баллонов с воздухом. На горе должны быть киевляне и УСА-шная экспедиция в Крубера (Самохин, Дядя Коля, Владимир Наседкин, Касьян – потенциальные подводники). С ними связи тоже пока нет. Пошел человек (Катя Мухина) пешком в Ортобалаган.

Связь с московскими спасателями (Ирек, Питон). Советуют что делать (ПБЛ, грелки, кислород рядом и т.п.), дают телефон адлерского отряда, обещают сами связаться.

Ефремов просит уведомить официальных абхазов по электронной почте о случившемся, предлагает завтра вечером собраться у него и обсудить детали предстоящей спасоперации.

Связь с горой. Тело остыло. Аксенов выходит из-за С1 в ПБЛ-980. К нему спускаются Филипп Чередниченко и Амина Чанышева. Предположительно завтра вечером – послезавтра утром выходят все вместе на поверхность. После этого будет более-менее полная информация, чего и сколько нужно для подъема тела.

Следующая связь с горой завтра в 9 утра.

21 августа.

Питон связался с сочинским ПСО. Там «начинают шевелиться» (оперативный дежурный Петраков). Говорят, что имеют в своем составе (на всю Россию, насколько я понял) порядка 20 спелеологов, способных работать на километре. Есть разная снаряга, транспорт. Нужен официальный «запрос» и приказ сверху. Ждут.

С Арабики запрашивают информацию о пещере и сифоне.

Абхазы выходят на связь (Стас Коцба), готовы участвовать. «Есть несколько человек, способных работать до километра», УАЗ, при необходимости вертолет, все для бальзамирования и т.п. Ждут сигнала.

Ефремов по телефону связывается с Дбаром (министр экологии РА), с сочинской милицией. Официально информирует и просит о помощи.

Сообщают родителям пострадавшего о случившемся. Информация выкладывается в спелеорассылке.

Информация с Урала. Подводники в курсе, если надо – звоните.

С Шумейко и Базилевским связи нет. Они в экспедиции на Монте-Канине.

Филипп из-под земли требует определиться со сроками начала подводной операции. Они переночевали все вместе в -980, готовятся к подъему наверх.

Дима Молев спрашивает, кто будет руководить операцией. Отвечаю, что был бы рад, если кто-то, имеющий опыт подобной деятельности, взял это на себя. Я бы ограничился организацией по подводной части. Через какое-то время перезванивает – организован координационно-информационный центр под руководством Татьяны Гнедаш., все вопросы и информацию можно отправлять через нее.

Петр Миненков из Красноярска советует транспортировать тело «по-мокрому», разные полезные мелочи.

Вопросы от зарубежных друзей, как перечислить деньги. Дима Молев занимается этим.

Вечернее собрание у Ефремова. Завтра утром на Арабику вылетает два человека для помощи по лагерю и т.п. (Дима Гаврюшкин и Сережа Спиридонов –  он на следующий день вернулся в Москву с девушкой Леши Савельева – у нее шок и все такое). Послезавтра на поезде выдвигается группа подводников и помощников. Завтра днем закупается все необходимое (баллоны решили купить новые, прошла информация, что евдокимовские ненадежны), а вечером упаковывается.

Подводники, выезжающие послезавтра из Москвы: Пустовитин, Иванов, Цыбизов, Лобзов (при необходимости, не чувствует себя уверенно). Даша Плешакова и Тамара Георгадзе – обеспечение спасателей на поверхности. Костя Зверев (подводник) в Алма-Ате, пытается организовать свое участие в спасоперации, но не получается. Женя Снетков берется укомплектовать всех подводников недостающим снаряжением.

Связь с Филиппом и Аксеновым. Украинцы сбрасываются вниз. ?

Весь день звонки с вопросами, что случилось, и предложениями помощи. Отсылаю всех к Татьяне или Диме, курирующими «сухопутные» вопросы.

22 августа

Звонок от Касьяна с горы. Он только вылез из пещеры. Они с Самохиным участвуют (Гена поднимается по навеске и еще не в курсе). Есть генератор, какое-то снаряжение вертикальное и подводное, много продуктов. Все сбросят к Вано. По дороге машина подберет наверх.

Ефремов составляет обращение для МЧС.

Молев составляет списки участников. Предлагает собраться всем в субботу в Цандрипше и в воскресение централизованно выехать наверх..

Филипп официально принимает руководство операцией на себя и после согласования сроков прибытия спасателей запускает старт.

Звонят из Украины. Команда спасателей готовится выезжать. Есть подводник (его в конце концов не выпустили – проблемы с паспортом какие-то).

Звонок от Ильи Александрова (подводник). Есть снаряжение, готов нырять. Завтра стартует вместе со всеми.

Закупка и сборы снаряжения.

23 августа.

Из Москвы стартует группа поездом («Сокольники», Шувалов и Ко из МГУ, Илья Александров). В поезд грузится московское снаряжение («Барьер», Рыбка и др.).

В дальнейшем мое участие свелось к «координации» подводной группы (из-за недавней травмы я не смог физически участвовать в подземных работах), составлении некоторых документов, сопровождении тела после сброски (морг, прокуратура).

Координация:

Проведено собрание подводников. Назначен непосредственный руководитель подводной группы (Гена Самохин). Определены основные участники, резерв, порядок их замещения. Расписана последовательность операций: кто, что и когда делает. Обсуждены все (по возможности) нюансы, возможные накладки, и как их разрешать. План обсужден и всех участников устраивает. План утвержден руководителем спасоперации. Проверка, сбор и упаковка подводного снаряжения.

При необходимости план могу расписать более подробно.

У Филиппа должны остаться в электронном виде документы: подробный план подводной части операции и правила ТБ при прохождении С1. При необходимости, можно их запросить.

Сопровождение тела.

Вместе с папой Леши Савельева и его другом (папиным) привезли тело в морг гагринской больницы в 11 вечера. До утра оставили там. Патологоанатом и судмедэксперт – Ашот (фамилию не помню) – сказал, что завтра утром нужно будет заехать в прокуратуру, заявить о случившимся, получить справку , а потом уже к нему на вскрытие.

Утром в прокуратуре нам сказали, что сначала нужно подать заявление в милицию, потом они опросят всех свидетелей (Аксенова в первую очередь), составят протоколы, направят в прокуратуру, поступит приказ о возбуждении дела,  – только тогда они будут нами заниматься.

Приехал Штыков (полковник, бывший главком адлерского гарнизона, если не ошибаюсь). Он с помощью своего знакомого (начальник ОБЭП, так представили) разрулил вопросы с прокуратурой. Милиция составила необходимые бумаги. Папа пострадавшего и я дали показания.

По результатам вскрытия выдана справка о смерти. Вероятная причина – «падение в пещере». Перелом 2-го шейного позвонка. Признаков утопления нет. Показал, как произошел перелом. Тело упало вертикально вниз на голову или с небольшим наклоном вперед.

По желанию родственников погибшего проведены все необходимые «чистовые» процедуры, тело в костюме запечатано в гроб, он упакован в цинк и отправлен в Москву.