МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ASV Веркор, Франция

ВЛАДИМИР АКИМОВ, Москва

Состоялась поездка группы российских спелеологов во Францию на международный семинар, организуемый  SSF   (Спелео Спасатели Франции), по специальности  ASV   (группа первой помощи в пещерах).\r\nКурс проходил 12 – 15 ноября 2014 г.  в местечке Веркор (Альпы, Франция). Длился четыре дня и включал в себя теоретические и практические занятия в местных пещерах. Параллельно проходил курс   Equipe   (по транспортировке пострадавшего в носилках в сухих пещерах), аналогичный тем, что проводили Бернар Турт и Серхио Гарсиа де ла Вега в 2004 в Крыму, в 2006 в Красноярске и в 2008 в Челябинске.

Чуть ранее читался курс   Transmition   (подземная связь), который мы не застали.

Сюда съехались люди из Мексики, Бразилии, Чехии, Румынии, Англии, Канады, Испании, России и Украины (мы были очень рады встретить там Катю Медведеву).

Такие международные семинары   SSF   проводит раз в два года.

Побудительные причины

1. В ходе семинара по засифонным спасам в Судаке 14 – 21 сентября 2013 года мы узнали много нового о системе обучения в SSF. Оказывается, там читают не только общий курс по транспортировке носилок в пещерах, но и по другим специализациям, которые в нашей стране еще представлены не были. Например, курс ASV (группа первой помощи). Нам стало интересно изучить этот курс. Интересно было узнать и как строится учебный процесс, структуру и методы преподнесения материала и что такое сам этот международный семинар.

2. В ходе того же судакского семинара были заметны некоторые отличия в технике по сравнению с тем, как преподавали тот же Бернар Турт с Серхио в 2004, 2006 и 2008 гг. Техника постоянно развивается и совершенствуется. Нам стало интересно ознакомиться с этими отличиями. Катя Медведева приехала на курс Бернара с такой же точно целью. И этих изменений записала в первый же вечер три страницы мелким почерком (но списать так и не дала, как ни просили). 😉

3. В нашей стране на данный момент очень мало инструкторов, владеющих техникой SSF (или, может быть правильнее ее называть европейской, но SSF проще), которые бы обучали других. Имеются различия в понимании техники этими инструкторами. Было желание узреть последние новшества у идеологов техники и отталкиваться уже  от “последней версии” в процессе подготовки наших инструкторов  (прийти на месте к общему пониманию).

В ходе подготовки к поездке планировалось:
Встретиться с руководством SSF и завязать более тесные контакты для плодотворного сотрудничества. Еще летом было озвучено, что SSF активно помогает другим странам в создании структуры спелеоспасателей и ее легализации по международным каналам.
Согласовать проведение учебного семинара 3-12 июля в урочище Сумган-Кутук (Урал), куда летом специально выезжали преподаватели Жан-Мишель и Мариэль, по трем специализациям: общий курс по спасению и транспортировке пострадавшего в пещерах, группа первой помощи и по засифонным спасам.
Нам обещали организовать встречу с человеком, который занимается в FFS вопросом страхования. Мы хотели выведать нюансы и схемы для переговоров со страховыми организациями у нас. К сожалению, он не смог приехать.
Нам обещали устроить участие во французской тренировочной операции по спасению в пещерах (см. в предыдущем сообщении). Мы хотели увидеть как все устроено в реальной французской жизни. Как осуществляется сотрудничество с властями и т.д.
Нас обещали познакомить с руководством официальных спасателей департамента и показать их центр (см. предыдущее сообщение).
С нами провели индивидуальные занятия, ознакомившие нас с местной спецификой исследовательских и спасательных работ.
Нам обещали экскурсию по местным пещерам. Нам было интересно посмотреть, чем же отличаются французские пещеры от наших..
Нам обещали “нырялку” в сифоны. Нам было интересно, чем отличаются французские сифоны от наших. (См. предыдущее сообщение).
А еще нам было интересно просто, по человечески познакомится с французскими спелеологами, природой Франции, и конечно с ее кухней…

15 ноября последний день занятий. Нашу делегацию принимающая сторона поставила перед фактом, что в 18.00 нас ждут в 170 км от Веркора: столы накрыты, глинтвейн подогрет, гости подтягиваются… Очевидно, посчитали, что на одного пострадавшего в большой тренировочной операции Бернара Турта дюжины чехов ASV-шников будет вполне достаточно.

Поэтому мы не смогли принять участие в общей заключительной тренировочной спасоперации и ограничились половиной дня теории.

Тем не менее, нам на следующий день предстояла аналогичная операция в пещере Мильда.

На спелеовечеринке нас представили спелеообщественности департамента и перезнакомили с местными спелеосветилами. По итогам встречи мы уже приглашены в китайскую экспедицию и есть планы посетить пещеры Мирольда и Жан-Бернар (Франция).

16 ноября – мы приняли участие в тренировочной спасательной операции в пещере Мильда (департамент   l Ain ). Такие тренировки организуются минимум раз в год руководством SSF в регионе совместно с пожарной службой для отработки навыков транспортировки в пещерах и взаимодействия с государственными структурами. На этот раз сроки проведения операции любезно подогнали под наш приезд. Нас разместили по разным участкам пещеры и перемешали с французами. Ира опять выполняла роль пострадавшей, Амина – в группе А SV , Филипп контролировал весь процесс как технический советник (самый большой начальник в иерархии спасоперации в   SSF ), остальные готовили навеску под носилки и осуществляли транспортировку пострадавшей.

17 ноября – нашей делегации устроили встречу с официальными лицами департамента l Ain   – начальниками «пожарников» и представителем префекта. Устроили экскурсию по генеральному комплексу официальных спасателей, показали и рассказали, как все устроено и как работает. Надо отметить, что самый главный начальник «пожарников» (в звании полковник) лично присутствовал накануне на тренировочной операции в Мильде. Вечером нас перевезли в местный центр «пожарников», где также провели подробную экскурсию. Особый наш интерес вызвала машина для команды « GRIMP », снаряженной для спасения как в городских условиях, так и в горах и пещерах. Для нас все достали, показали и рассказали «что, как и почему». Все снаряжение, естественно, сертифицировано и содержится под строгим контролем. Однако, что примечательно, некоторые изделия, например, складные носилки для эвакуации на вертолете или трипод с регулируемым углом наклона, выполнены по проектам этих самых пожарников.

18 ноября – для нас устроили экскурсию по местным красотам. Мы прошли по маршруту   «Via   Ferata»   в живописнейшем ущелье с крутыми отвесными скалами и огромным водопадом. Нас провели в красивейшую пещеру   Arc , обнаруженную всего два года назад, и куда еще не ступала нога иностранца (не француза). Провели по заброшенным со времен первой мировой войны тоннелям, прорубленным сквозь скалы. Уставших к вечеру от обилия новых впечатлений, нас отвезли на местную спелеологическую конференцию, где мы тоже сделали доклады о методике наших тренировок и об отечественном движении спелеоспасателей. После конференции прошел брифинг – разбор тренировочной спасоперации в Мильде. Филипп проявил свою компетентность, указав местным руководителям   SSF   на грубые нарушения и ошибки спелеологов – участников тренировки.

19 ноября улетели на родину ленинградцы – Филипп, Амина и Ира. На работу уехал Юра. Для оставшихся членов нашей группы гостеприимные хозяева – Жан-Мишель и Мариэль – устроили затяжной праздник, состоящий из знакомства с местной национальной кухней, посещением пещер, нырянием в сифоны и осмотр местных достопримечательностей. Нас продолжали знакомить с корифеями местной спелеологии, водили по гостям. Везде мы встречали радушие и интерес к нам и нашему делу. Жерар – основатель и президент местной федерации – показал нам свою замечательную коллекцию ископаемых и минералов. Заметив наш интерес и в этой области, нас отвезли на место раскопок.

Как не хотелось побыть на этом празднике еще, но пришлось возвращаться, к своим родным проблемам. Выехав 22-го в ночь и погуляв день по Праге, 25 утром мы были в Москве. Для нас на этом путешествие закончилось. Сергею предстояло еще сутки добираться домой в Уфу.

Состав группы:

Акимов Владимир (Москва)

nДомарацкий Константин (Москва)

Саневич Григорий (Москва)

Рычагов Сергей (Уфа)

Чередниченко Филипп (Ленинград / СПб)

Чанышева Амина (Ленинград / СПб)

Ермакова Ира (Ленинград / СПб)